Форум
«ФрАнТиР»
Форум Антропологии Трансформации и инновационного Развития
"Погружение" в смыслы и результаты образовательных практик
ОНЛАЙН
28-30 ноября
2022 года
Результаты Форума образовательных практик 2022
Форум объединил более 250 разработчиков и авторов уникальных практик, научных исследователей и мастеров культурных направлений, педагогов и руководителей образовательных организаций из Москвы; Московской, Тульской, Пензенской областей; ХМАО, ЯНАО и других субъектов России.
Стал коммуникационной площадкой поиска смыслов, ценностей и практик развития образования, мотивации детей к активному познанию и творчеству, персонализации и индивидуальных траекторий личностного и профессионального роста, создания образовательных экосистем.

В течение трех дней на онлайн площадке форума прошло 20 мастер-классов, экспертных сессий, дискуссий, проектных семинаров.
ДЕНЬ 1
Открытие форума,
проблемная повестка открытого образования
28 ноября, 10:00 – 18:00
10:00 – 10:30
10:00 – 10:30
ОТКРЫТИЕ ФОРУМА
10:30 – 12:30
10:30 – 12:30
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

«Антропологический поворот образовательных практик:

человеческое измерение инновационной деятельности»

Антропологический поворот: ценностно-смысловые основания и вызовы образовательных практик будущего
Асмолов Александр Григорьевич
Директор Школы Антропологии Будущего РАНХиГС, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. Ломоносова, д.псх.н., профессор, академик РАО
Антропология института: невозможно, но необходимо
Адамский Александр Изотович
Научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», кан.пед.н.
Какие модели школ будут задавать фронтир новых образовательных и педагогических практик
Добрынченко Даниил Владимирович
Руководитель проектной работы МШУ “СКОЛКОВО”, участник рабочих групп по подготовке федеральных докладов для Госсовета России
13:30 – 18:00
13:30 – 18:00
СООБЩЕНИЯ МАСТЕРОВ
Рефлексия оснований и постановка проблем развития
образовательных практик
Компетентностные практики: проблемы развития и культурные основания
Попов Александр Анатольевич
Заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» ФИРО РАНХиГС.,
директор проектно-исследовательского института открытого образования, д.философ.н.
Практики продуктивного действия: уместность и интрига современности
Эльконин Борис Даниилович
Заведующий лаборатории «Психологии младшего школьника» ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», профессор, редактор журнала «Культурно-историческая психология», д.псх.н., профессор
Практики работы с будущим: позиционное проектирование и программирование
Островский Борис Маркович
Директор по проектной работе МШУ “Сколково”, член Управляющего Совета МККИ, президент тренингово-игровой корпорации «ТрИК», к.г-м.н.
Практики режиссуры образовательного события: переживание как условие развития личности
Климова Татьяна Анатольевна
ст. преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, мл. научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования ПИ РАО, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики РПО
Практики самоопределения: управленческий и технологический аспекты
Черемных Михаил Петрович
Научный руководитель Фонда содействия развитию человеческого потенциала, соучредитель и почетный член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА), к.пед.н.
Практики самоопределения: управленческий и технологический аспекты
Миркина Елена Иосифовна
Президент Фонда содействия развитию человеческого потенциала,
Эксперт программ MBA Московской Бизнес-Академии
Мастер-классы по тематическим трекам
1
2
3
4
5
29 ноября, 10:00 – 19:00
ДЕНЬ 2
  • Трек: компетентностные практики в образовании (часть 1)
    Критерии: целевые/точные компетенции, деятельностное проявление компетенции, рефлексия деятельности, освоение способа действия
    Содержание: в этом треке представлены практики, которые формируют компетенции на разном предметном содержании. Экспертиза будет направлена на образовательные результаты практического действия участников, включенных в мастер класс. Образовательный результат должен быть не только освоен участником, но и понятен способ действия для его достижения.
Команда трека
  • Попов Александр

    Мастер
  • Глухов Павел

    Со-мастер/технолог
  • Пономарева Марина

    Модератор
  • Макарова Анна

    Технический специалист
Мастер-классы
Команда практики
Нападий Сергей Викторович, автор, директор школы;
Ижболдин Дмитрий

Название мастер класса "Педагогика в городе у моря": практика применения неформального и вероятностного подходов в «Моей школе"

Аннотация мастер класса

Цель: представить участникам структурную модель «Моей школы» и сконструировать своё занятие.

Формат: Воркшоп.

Предполагаемый результат: опыт применения модели и инструментов подходов, фреймворки для создания занятий на руках у участников.

Команда практики
Губанов Андрей Юрьевич, Губанова Татьяна Михайловна

Название мастер класса Вектор Понимания

Аннотация мастер класса
Наша практика – практика игровых метапредметных погружений. Практика направлена на формирование общих способностей: мышления, понимания, рефлексии, действия у учащихся (студентов) и педагогов (преподавателей).

«Погружение» предполагает 3+ дня, по условиям Форума мы проведем мастер-класс в мини-формате с неизбежными редукциями.

Тема мастер-класса: Понимание – «дельта-приращение» смысла. Материал и задания будут даны в ходе самого занятия.




Команда практики
Савокина Елена Викторовна, организатор

Название мастер класса
Организация Интеллектуально-творческих игр в подростковой школе

Аннотация мастер класса
На мастер-классе вы узнаете, как вовлечь учащихся 5-9 классов в решение нестандартных задач по разным предметам в течение целой недели. Разберем принципы построения индивидуального, парного и группового туров; научимся выбирать задачи из разных предметных областей и задания на метапредметные компетентности. Вместе будем искать ответ на главный вопрос: "Почему уже больше 20 лет ИТИ будоражит всю школу?"

Команда практики
Имакаев Виктор Раульевич, ведущий

Название мастер класса Аргументация в дискуссии

Аннотация мастер класса
Цель: познакомиться с процедурами проведения конкурса "Аргументация в дискуссии".
Формат: микротренинг.
В ходе практики участники разработают несколько сюжетов дискуссий, по одному из них будет проведен тренинг ""Вопросы оппоненту.
  • Трек: компетентностные практики в образовании (часть 2)
    Критерии: целевые/точные компетенции, деятельностное проявление компетенции, рефлексия деятельности, освоение способа действия
    Содержание: В этом треке представлены практики, которые формируют компетенции на разном предметном содержании. Экспертиза будет направлена на образовательные результаты практического действия участников, включенных в мастер класс. Образовательный результат должен быть не только освоен участником, но и понятен способ действия для его достижения.
Команда трека
  • Рабинович Павел

    Мастер
  • Щеголенкова Алена

    Со-мастер/технолог
  • Долганов Дмитрий

    Модератор
  • Фитц Ирина

    Технический специалист
Мастер-классы
Команда практики
Ординарцева Анна Валерьевна СРОО "Центр образовательных и научных инициатив "Развитие", зам.председателя оргкомитета Уральского химического турнира

Название мастер класса
"Уральский химический турнир": на стыке между школой и реальностью

Аннотация мастер класса
В ходе мастер-класса участники поставят себя на место школьников в турнире, ощутят разрыв между тем, что они изучали в школе на уроках, и тем, как химия проявляет себя в реальном мире.
Это позволит попробовать себя в решении задач открытого типа, столкнувшись с трудностями и открытиями.
Команда практики
Михайлова Валентина Владимировна, учредитель, директор, педагог

Название мастер класса
Автодидатика Монтессори – ключ к персонализации образования

Аннотация мастер класса
Цель: познакомить участников Форума с принципами работы материалов по системе Монтессори. Показать способ предъявления материала, который отличает краткость, простота и правдивость.
Участники мастер-класса будут иметь критериальную оценку для разработки авторских развивающих /учебных материалов для самостоятельной работы дошкольников и младших школьников.

Мастер-класс позволяет попробовать себя в качестве создателя самообучающих материалов.
Команда практики
Кочеткова Елена, руководитель федерального проекта "Предп
ринимательский класс" компания "Атлас Коммуникации;
Андрусов Андрей, автор книги «Твой первый бизнес, или, Как запустить свой предпринимательский проект еще в школе»

Название мастер класса
Практический мастер-класс по поиску идеи с применением дизайн-мышления

Аннотация мастер класса
Практический мастер-класс по поиску идеи с применением методики дизайн-мышления

В рамках проекта "Предпринимательский класс" школьники сталкиваются с одним из сложнейших вопросов: поиск бизнес-идеи.

На мастер-классе предлагаем освоить технологию поиска идеи на примере работы с предпринимательским проектом.
Взаимодействуя с командой, определяя свою роль в ней, отстаивая свою точку зрения, вы освоите важный навык поиска идеи и сможете применять его как в работе со школьниками и педагогическим составом, так и в управлении образовательной организацией.
Команда практики
Панфёров Андрей Александрович, ведущий специалист

Название мастер класса
Как не навредить, создавая антинаркотическое мероприятие

Аннотация мастер класса
Цель: Исследовать концепцию формирования качественного, эффективного и безопасного занятия для подростков по первичной профилактике употребления веществ, вызывающих зависимость.

Предполагаемый результат:
Участники понимают основные принципы создания подобных мероприятий. Проработали распространенные ошибки и угрозы. Изучили наглядные примеры интерактивных семинаров, имеющих доказанную социальную эффективность.
  • Трек: продуктивное действие в образовании
    Критерии: создание реального продукта, формирование нового образовательного результата и пространства для его публикации или представления.
    Содержание: В этом треке представлены практики, в которых участник включен в событие действия, а также имеет возможность создать внутри этого события собственное "действие". Экспертиза будет направлена не только на образовательный результат практического действия участника, но и на опробывание собственного действия с применением полученного результата в ходе практики.
Команда трека
  • Эльконин Борис

    Мастер
  • Зубарева Татьяна

    Со-мастер/технолог
  • Савченко Сергей

    Модератор
  • Салихов Тагир

    Технический специалист
Мастер-классы
Команда практики
Никитина Александра Борисовна, методолог, ведущий

Название мастер класса Восприятие художественного произведения в игре и тренинге

Аннотация мастер класса
Цель: проложить участникам тропинку к возможности вести личностный самостоятельный диалог с произведением искусства.
Формат: погружение с элементами игры и тренинга.
Предполагаемый результат:
во-первых, смена представлений участников о самой природе образовательных результатов, а во-вторых, создание коллективной среды восприятия, позволяющей увидеть произведение глубже и объёмнее.
Команда практики
Акжолов Алтынбек Акжолови, руководитель, наставник, идейный вдохновитель

Название мастер класса
«Онлайн образование будущего. Инженерия, Цифровизация, а что дальше?»

Аннотация мастер класса
Цель: показать и погрузить участников в глобальный процесс изменения представления о получении знаний.
Задача:
1. Что такое онлайн образование?
2. Место онлайн обучения в нынешней системе образования в РФ.
3. Ожидания от онлайн образования?
Результат: погруженность участников в процесс цифровизации и полученный опыт в усвоении онлайн образовательных программ.
Команда практики
Ростовская Антонина Евгеньевна, Лосева Людмила Владимировна, Калиновский Игорь Андреевич, Веселинов Михаил Емилов

Название мастер класса Телесность как действенный ресурс самообразования (на основе практики органичного действия)

Аннотация мастер класса
Цель: Расширение зоны восприятия и осознание действенности ресурса телесности в создании образовательной ситуации. (Как действовать в ситуации непредвиденного, в отсутствии системы координат).
Формат: погружение в работу с восприятием происходящего в представленной ситуации
Предполагаемый результат:
- Получение опыта “схватывания” ресурса телесности в различных языках
- Получение опыта перефокусировки внимания с обозначающего содержания действия на его продуцирование (“producere” в понимании М.Хайдеггера).
Команда практики
Рокаль Ольга Алексеевна, основатель

Название мастер класса
Тактический урбанизм. Как можно изменить среду своими руками

Аннотация мастер класса
Цели: Познакомить с практиками изменения городской среды своими руками вместе с подростками и молодыми взрослыми.
Формат: Интерактивный вебинар по практикам тактического урбанизма и их применению в своей среде.
Предполагаемый результат: участники узнают:
- что такое тактический урбанизм и плейсмейкинг;
- как они могут самостоятельно повлиять на городскую среду вокруг себя;
- как к этому подключить подростков и молодых взрослых.

  • Трек: практики работы с будущим
    Критерии: занятие субъектной позиции, преодоление культурно-исторической проблемы, фиксация и управление будущим посредством знаковых систем.
    Содержание: в этом треке представлены практики, в которых участники проектируют реальные изменения, занимают позицию в собственном образе будущего и организуют его воплощение. Экспертиза будет направлена на технологию формирования образа/объектов будущего в коллективных формах взаимодействия (мыследействия).
Команда трека
  • Мастер

    Островский Борис
  • Со-мастер/технолог

    Заведенский Кирилл
  • Модератор

    Лопатина Лена
  • Технический специалист

    Амбарцумян Геворг
Мастер-классы
Команда практики
Трофимова Татьяна Борисовна, автор, директор школы

Название мастер класса
Сопровождение детских проектных проб в реальных проектах развития городских пространств

Аннотация мастер класса Мастер-класс позволит создать пространство для дискурса на тему продуктивного действия в образовательных практиках, в котором будут подсвечены возрастные и дидактические особенности построения проектных программ реальных проектов трансформации городских пространств при участии детей.
В формате микротренинга мы создадим тематики проектов, в которых дети могут занять управленческую позицию. А также спроектируем свое участие в одном из таких проектных направлений.
Команда практики
Просекин Михаил Юрьевич, лидер практики

Название мастер класса
Комплексная инженерная задача как педагогическая технология работы с будущим

Аннотация мастер класса
Интерактивное погружение
Команда практики
Литвинова Светлана Николаевна, руководитель; Зенов Евгений, Бычкова Татьяна

Название мастер класса Будущее дошкольного образования и дошкольник в будущем

Аннотация мастер класса
Цель: осмысление важности и ценности развития навыков будущего у дошкольников и мышления будущего у педагога.

Формат: форсайт-сессия

Предполагаемый результат: ключевые точки развития дошкольного образования.
Команда практики
Арабян Кнарик Карапетовна

Название мастер класса Мастер-класс по предпринимательству

Аннотация мастер класса
На мастер-классах участники
-научатся предлагать инновационные бизнес-идеи;
-научатся оценивать идеи по критериям;
-научатся определять целевую аудиторию;
-научатся делать питч презентацию
  • Трек: практики сопровождения и поддержки самоопределения
    Критерии: работа с самоопределением человека, формирование пути и фиксация траектории.
    Содержание: в этом треке представлены практики, формирующие картину мира и способы самоопределения в ситуации, в деятельности, позиционное самоопределение. Экспертиза будет направлена на способы сопровождения и посредническое действие для самоопределения
Команда трека
  • Мастер

    Черемных Михаил
  • Со-мастер/технолог

    Миркина Елена
  • Модератор

    Ступаченко Светлана

  • Технический специалист

    Каримов Рустам
Мастер-классы
Команда практики
Заболотская Ольга Леонидовна, Болычевская Виктория Евгеньевна

Название мастер класса
Проект - первое подростковое диджитал агентство «ART AGENСY TEENS» (Артличность, Санкт-Петербург)

Аннотация мастер класса
Цель: осуществить пробную разработку образовательной среды в которой возможно самоопределение подростков на основе подросткого диджитал агентства

Формат мастер-класса - выявление путей решения, тиражирование и развитие подросткового агентства на основе системы работы «ART AGENСY TEENS»

Результат - формирование работоспособной образовательной среды самоопределения подростков в формате детского агентства.

Совместно с участники осуществим пробную разработку образовательной среды, в которой возможно самоопределение подростков.

Мастер-класс - 3 такта

1. Участник (Образовательный результат и инструменты его достижения)

2. Наставник (Роль наставника и проблема развития проекта в связи с ролью наставника)

3. Заказчик (Сложности наличия и взаимодействия с заказчиком)
Команда практики
Винокурова Наталия Ростиславна, со-автор и управляющий партнер

Название мастер класса
Программа профориентации "Выбор профессии 2.0" как инструмент развития надпредметных навыков и работы с учебной мотивацией в образовательном учреждении

Аннотация мастер класса
Программа "Выбор профессии 2.0" позволяет решить сразу два образовательных вызова, один из которых мотивационный – главный вызов образования в России и в мире. На мастер-классе в формате Философского Ателье участники смогут познакомиться с одной из самых эффективных и интересных практик программы.
Результатом будет понимание как инструменты, пришедшие к нам из Древней Греции (которые использовали Платон и Сократ) помогают сегодняшним подросткам отвечать на самый главный вопрос: "Кем быть?"
Мастер-класс заменен

Команда практики
Ступаченко Светлана Викторовна, директор школы

Название мастер класса
Non violence communication - норма коммуникации для поддержки Самоопределения.

Аннотация мастер класса

Совместно с участниками создадим безопасное пространство для возможности самоэмпатии и рефлексии. Потренируемся управлять своим состоянием, осознавать свои чувства и потребности, используя приемы импровизации и театральной педагогики.

Команда практики
Зеливанский Дмитрий Владимирович, руководитель

Название мастер класса
Школа, развивающая субъектность и умение самостоятельно учиться на примере проекта "Заочка" в Новой школе

Аннотация мастер класса
Познакомить участников с форматом смешанного обучения в проекте "Заочка" Новой школы в формате погружения в пользовательский опыт ученика.
ДЕНЬ 3
Проектирование практик и партнерства
30 ноября, 10:00 – 18:00
10:00 – 11:30
10:00 – 11:30
ОБЩАЯ ПРОСПЕКТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Для Мастера и со-мастера треков, участников, заказчиков
Краткие рефлексивные высказывания мастеров / со-мастеров по своим трекам
Краткие рефлексивные высказывания ведущих мастер-классов, участников
Обсуждения и комментарии
11:45 – 14:30
11:45 – 14:30
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Установка на проектную работу: практики и заказчики
Работа по группам: трек практики
Работа по группам: трек заказчики
15:15 – 17:30
15:15 – 17:30
ОБЩЕЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Выступления практиков и заказчиков с докладами по результатам проектной работы
17:30 – 18:00
17:30 – 18:00
ЗАКРЫТИЕ ФОРУМА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АКСЕЛЕРАТОРА
скачать программу форума
Канал форума
 для оперативного информирования
скачать программу форума
Канал форума
для оперативного информирования
Эксперты, мастера и спикеры форума
  • Асмолов Александр Григорьевич
    научный руководитель Ректория, директор Школы антропологи Будущего РАНХиГС,д.псх.н., профессор, академик РАО
  • Адамский Александр Изотович
    научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», кан.пед.н.
  • Глухов Павел Павлович
    Научный сотрудник НИС "Открытое образование" ФИРО РАНХиГС, эксперт АНО ДПО "Открытое образование"
  • Добрынченко Даниил Владимирович
    руководитель проектной работы МШУ “СКОЛКОВО”, соавтор различных стратегических корпоративных проектов и программ регионального развития. Участник рабочих групп по подготовке ряда федеральных докладов для Госсовета РФ
  • Заведенский Кирилл Евгеньевич
    заведующий лабораторией цифрового и проектного развития образования РАНХиГС, руководитель практики Ректория, руководитель проекта «Акселератор образовательных практик»
  • Зубарева Татьяна Александровна
    куратор проектной работы программы ПОРТ; директор некоммерческой организации - «Сибирский институт технологий управления», г. Междуреченск; кандидат педагогических наук; модератор программ МШУ «Сколково»
  • Климова Татьяна Анатольевна
    ст. преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, мл. научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования ПИ РАО, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики РПО
  • Миркина Елена Иосифовна
    президент Фонда содействия развитию человеческого потенциала; сооснователь Ассоциации консультантов по организационному развитию в Гештальт-подходе "GestaltODA"; эксперт программ MBA Московской Бизнес-Академии; сертифицированный тьютор; региональный эксперт МТА по индивидуализации и тьюторству; консультант по персональному и организационному развитию

  • Островский Борис Маркович
    директор по проектной работе МШУ “Сколково”, член Управляющего Совета МККИ, президент тренингово-игровой корпорации «ТрИК», к.г.-м.н
  • Попов Александр Анатольевич
    заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» ФИРО РАНХиГС., директор проектно-исследовательского института открытого образования, д.философ.н.
  • Рабинович Павел Давидович
    заместитель директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, к.т.н.
  • Черемных Михаил Петрович
    научный руководитель Фонда содействия развитию человеческого потенциала; соучредитель и почетный член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА); федеральный эксперт по направлению «Разработка, апробация и (или) внедрение новых механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций»; канд.пед.н.
  • Щеголенкова Алена Сергеевна
    заместитель директора по научной работе МБНОУ «Гимназия No59»; участник проекта «Акселератор образовательных практик», канд.пед.н., доцент.
  • Эльконин Борис Даниилович
    заведующий лаборатории «Психологии младшего школьника» ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»; профессор; редактор журнала «Культурно-историческая психология», д.психол.н., профессор.
Команда форума
  • Долганов Дмитрий
    доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, доктор психологических наук
  • Заведенский Кирилл
    заведующий лабораторией цифрового и проектного развития образования РАНХиГС, руководитель практики Ректория, руководитель проекта «Акселератор образовательных практик»
  • Зубарева Татьяна
    директор ЧУ ДПО "Сибирский Институт Технологий Управления", г. Междуреченск, модератор в программах развития городов, университетов, регионов МШУ "Сколково" и РАНХиГС
  • Лопатина Елена
    преподаватель, соразработчик проекта "Акселератор образовательных практик", РАНХиГС, соразработчик проекта «Компетентностный блок Университета Мыследеятельности»
  • Майданенко Екатерина
    IT проектный менеджер, соруководитель проекта «Карта образовательных практик», магистр социальных наук
  • Макарова Анна
    ведущий специалист Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС
  • Рабинович Павел
    директор центра проектного и цифрового развития образования ИОН РАНХиГС; заместитель директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС
  • Савченко Сергей
    директор ДТ «Кванториум» г. Ростов-на-Дону, Основатель, разработчик кооперативного акселератора «Комбинат»
  • Ступаченко Светлана
    основатель, директор Детской академии “Гармония” (г. Донецк), тренер NVC
  • Сулейманова Дания
    руководитель региона­льного отделения МТА Москвы и Московской области, магистр Педагогики, практикующий тьютор по работе со взрослыми, психолог
  • Фитц Ирина
    биолог, магистр НИУ ВШЭ "Управление образованием"
  • Щеголенкова Алёна
    заместитель директора по научной работе МБНОУ «Гимназия №59», участник проекта «Акселератор образовательных практик», доцент
  • Марина Пономарева
    Вице-президент по стратегическому развитию МОО «Клуба политологов «Сфера». Специалист по развитию предпринимательства. Эксперт НТИ, АСИ, Общества Знания, Университета 20.35, РУДН, Технополиса. Модератор ПБРУК ВШГУ РАНХиГС
Партнеры